0. Безумец
Во времена Средневековья человеческое безумие было предметом частых философских споров и неоднозначного подхода. Эта тема нашла отражение во многих литературных произведениях и в живописи. Дюрер же разрабатывал эту тему, когда участвовал в подготовке иллюстраций к изданию "Корабля дураков" (1494 г.) Себастьяна Бранта.
В некоторых случаях безумие трактовалось как одержимость дьяволом, в то время как в других оно было знаком религиозного совершенства, отличительным признаком святости и пророчества; было здесь и сумасбродство шутов, позволявшее им сообщать нелицеприятную правду сильным мира сего.
В миниатюрах Таро фигуры безумцев воплощают физическую немощь и духовное убожество. В интерпретации Дюрера, когда художник передает тщетные усилия того, кто хочет подняться вверх по лестнице без опоры, безумство - символ вызова невозможному, недостижимому.
I. Делец
В таро XV века эта карта представляла то игрока, то умельца-ремесленника, намек на возможности человека быть расчетливым и вести дела с умом и сноровкой в любом виде деятельности, за что бы он не взялся. Изображение обезьяны, которое появляется у Дюрера впервые в его "Мадонне с обезьяной" (1497 г.), вероятно, является аллегорией человеческих знаний: как обезьяна имитирует человека, так и человек, этот simia del (подобный божествам), пытается подражать создателю вселенной. (Отдавая дань традиции в современном издании колоды "Таро Дюрера" карта "Делец" переименована в "Маг".)
II. Папесса (женщина в сане папы)
В позднем средневековье - символ христианской веры, с течением времени фигура Папессы приобрела другие значения, часто противоречивые, становясь иногда символом ереси, а также символом эзотерических тайн, скрывающихся за религиозными догмами.
В изображении Дюрера оба значения представлены одновременно - Плащеница (Вера) и рептилия, прячущаяся среди бревен (сомнение).
III. Императрица
Традиционно образ Императрицы воплощает интеллектуальные достоинства людей и их лучшие качества (понимание, доброта души, щедрость, желание служить добру); достоинства, присущие левретке (собаке), растянувшейся у ног женщины, твердо сидящей на троне. Благородное животное, соотносящееся с Луной, и поэтому инстинктивно также указывает на верность, преданность моральным принципам и способность пожертвовать собой во имя идей.
IV. Император
Изображения Императора не претерпело значительных изменений за всю историю карт. Обычно его рисуют сидящим на троне. В руках у него атрибуты светской власти (скипетр и золотой шар), символы плодородия и власти над миром. Очень часто ноги у него скрещены - ритуальный жест, связанный со средневековой традицией правосудия. Тот же Дюрер представил Императора в "Солнце Правосудия" (1505 г.) в этой позе.
V. Папа
Фигура Папы с древних времен представляет Святую Церковь, а в более широком смысле слова, в переносном значении - догмы, таинства, молитвы, заключенных в ключах Святого Петра, которые делают спасение души достижимой всеми верующими.
VI. Любовники
Полностью отойдя от традиционной иконографии "Таро", Дюрер взял из "Большого Сатира" (1498 г.) одну деталь. Художник именно так, а не через брак, решил передать радость чувств, наслаждение. Этим чувствам во временя язычества, когда они были в центре ритуалов и праздников в честь Орфея и Диониса, придавалось большое значение. С приходом христианства им стали приписывать демонические силы, но в эпоху Возрождения такой подход был пересмотрен одновременно со всем классическими традициями (Овидий, Апулей и т. д.).
VII. Колесница
Изображение Колесницы на картах Таро с течением времени претерпело изменения, появилось два варианта: это образ воина-победителя, на примере древних триумфов римлян, к которым вновь обратились в эпоху Возрождения, или же фигура богато одетой женщины, стоящей прямо на колеснице, запряженной грифонами. В обоих случаях есть желание передать аллегорию славы, которая делает бессмертными некоторых героев, принося миру эхо их подвигов. В этой фигуре Дюрер избежал каких бы то ни было ассоциацией с традиционной иконографией, создав образ для различных толкований.
VIII. Правосудие
Обращаясь к своим ранним гравюрам "Немезида" и "Великая Судьба", созданным в 1502 г. на основе поэтического текста "Мантия" (или "Покров") итальянского гуманиста Анджело Полициано, Дюрер хотел возвратить этому образу его первоначальное значение. Немезида, по сути дела, была греческой богиней Возмездия, хранительницей равновесия мира и справедливости, что всегда приводит хаос к порядку, а со временем смягчает крайности.
IX. Отшельник
Отшельник у Дюрера - это еще одна вариация на тему, трактуемую по-разному с XV века до наших дней. Символ мысли, стремящейся проникнуть в тайны природы, времени и Священного Писания, Отшельник в Таро идентифицируется то с отцами церкви, то со средневековыми аскетами, или же с магами, алхимиками и с философами, которые в одиночестве смогли совершить чудо и отделить дух от материи, душу от тела.
X. Фортуна
Этот образ также претерпел со временем многочисленные изменения, все больше и больше удаляясь от первоначального значения. В средние века наиболее распространенное изображения "Колеса Судьбы" представляло некоторых людей, цепляющихся за колесо; они поднимались и опускались, держа в руках картуши с надписями Regno, Regnobo, Sum Sine Regno, явный намек на непостоянство Фортуны. Дюрер, несмотря на предложение новой интерпретации Колеса, сумел противопоставить концепции Фортуны (Fortune) понятие Добродетели (Virtus), то есть Судьба слепо продолжает свой путь, сметая надежды, желания разума.
XI. Сила
В эпоху Средневековья и Возрождения Сила изображалась разными способами: "Геркулес, побеждающий Льва Немейского", "Самсон и Лев" - это самые распространенные образы физической силы, в то время как сила духа представлена изображением девушки, разбивающей колонну или укрощающей льва. Образ, созданный Дюрер, выделяется среди более древних моделей своей пластичностью и выразительной силой.
XII. Повешенный
Карта, значение которой вызывало самое большое число противоречивых толкований. Образ отстраненности от материальных забот, внутреннее просветление, озарение, ртуть алхимика... Такие толкования вызваны незнанием средневековых обычаев. По сути, фигура Повешенного представляет искупление вины, так наказывали или казнили отступников, предателей.
XIII. Смерть
Смерть - тринадцатая карта в колоде Таро, номер несчастливый с древних времен. Карта изображала скелет, угрожающе потрясающий косой и поражающий людей самых разных социальных групп. Эта тема широко разрабатывалась в средние века; достаточно вспомнить большие циклы в живописи, изображающие пляски смерти или трактаты на темы морали в "Ars Morendi" или тему "Апокалипсиса" и серию известных гравюр Дюрера.
XIV. Умеренность, воздержание
В символике христианства воздержание - это достоинство, в аллегорической форме выражающее способность погасить огонь страстей водой созерцания и водой молитвы, то есть совестью и доброй вестью, представленной ангелом. Эта иконографическая модель осталась не изменившейся с течением времени, к ней обратился также и Дюрер, изменив, однако фигуру "Меланхолии" (1511 г.), своей более ранней гравюры.
XV. Дьявол
Для создания фигуры Дюрер вновь обратился к своему произведению "Рыцарь, Смерть и Дьявол" (1511 г.), где можно видеть Дьявола, следующего за лошадью. Чтобы придать законченность фигуре Дьявола Дюрер добавил новые элементы (змея, козлиные ноги, козел шабаша, дым серы), что делает почти осязаемой зловещую силу изображенного образа.
XVI. Башня
В средневековой иконографии разрушение башни всегда было равнозначно наказанию гордыни человеческой; наказание может быть через естественные силы, случайные - молнии, метеориты, пожары, через военные действия или осуществленное правосудием. В средние века высота башни соответствовала статусу семьи, в чьих владениях она была, а, нередко, вследствие борьбы между противоборствующими сторонами, победители приказывали уменьшить высоту башни врага.
XVII. Звезда
Иконография этой карты не отличалась единообразием уже в эпоху средневековья: в традиционных колодах Таро было распространенно астрологическое изображение, однако в аристократической среде в ходу был рисунок с изображением женской фигуры, держащей звезду, что могло олицетворять Венеру.
XVIII. Луна
Подобно карте "Звезда", в изображении Луны в колодах Таро XV века появлялись девушка со звездой или же два астролога, проводящих измерения. В следующем веке закрепилась композиция с изображением Луны, башен (ворота солнцестояния) и созвездия Рака (считающейся домом, прибежищем Луны). При создании это образа Дюрер дал волю собственной фантазии, гармонично объединив целый ряд символических знаков, традиционно находящихся под покровительством Луны: псы, астрология, ночь, сон (и сновидения).
XIX. Солнце
В эпоху Возрождения эта карта выглядела по-разному: в изысканном варианте на ней был изображен держащий солнечное светило Аполлон, в то время как традиционная иконография этой карты представляла Солнце, озаряющее находящегося в бочке Диогена. Во всех случаях Солнце с самых древних времен всегда являлось символом высшей справедливости и моральной чистоты, так что в средние века Солнце стали соотносить с самим Иисусом Христом.
XX. Суд
Страшный Суд является постоянной темой в христианском искусстве. Это момент, предшествующий решающей битве между Добром и Злом, получил свое развитие в бесчисленном множестве представлений. Изображения соответствуют в большинстве случаев описанию, представленному в Евангелие от Матфея: "и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласное, и соберут избранных..." (24, 31); или же: "и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли" (27, 52). XXI. Мир, Вселенная
Карта Мира, изображение на ней претерпела большие изменения. В изображениях изысканных Таро - это шар с "Civitas Dei" (со всем Божьим), его поддерживают два ангела. В традиционных, распространенных колодах Таро тот же шар, но на нем возвышается фигура девушки-ангела со скипетром. На картах XVI века появляется фигура "Души Мира" в луче-орнаменте света со многими евангелистскими символами, иконография используемая до наших дней. Дюрер трактовал эту тему очень своеобразно, поместив образ города из гравюры "Морское чудовище" (1498 г.), рядом с девушкой, поддерживающей его.
|